Автор против режиссёра. 45 лет назад вышел фильм «Не стреляйте в белых лебедей»: как его снимали?

Автор против режиссёра. 45 лет назад вышел фильм «Не стреляйте в белых лебедей»: как его снимали?

Сорок пять лет назад зрители впервые увидели экранизацию романа Бориса Васильева "Не стреляйте в белых лебедей". Лента рассказывает трогательную историю Егора Полушкина, деревенского жителя с добрым сердцем, чьи помыслы часто расходятся с мнением окружающих. RT рассказывает о творческих разногласиях между автором романа и режиссёром, а также о причинах популярности образа Полушкина у советских зрителей.

12 июня 1980 года на экраны вышел фильм Родиона Нахапетова, снятый по мотивам произведения Васильева.

Роман "Не стреляйте в белых лебедей" был представлен читателям в журнале "Юность" в 1973 году и выделяется среди других произведений автора, поскольку затрагивает мирные темы, в отличие от его обычных работ о войне.

Главный герой, простодушный Егор Полушкин, известен в деревне как Бедоносец, что звучит как ироничная параллель с Георгием Победоносцем. Однако "беда" Полушкина заключается в его душевной чистоте и любви к природе, которые не разделяются и не понимаются его окружением, включая жену.

После трудностей в поисках работы, Егор находит себя в роли лесника в роще у Чёрного озера, страдающей от вырубок и потери белых лебедей. Мечтая о возвращении птиц, он привозит две пары лебедей из московского зоопарка, когда его приглашают на Всесоюзное совещание лесничих в Москву.

Полушкин выпускает лебедей в озеро и заботится о них. Ночью браконьеры нападают на птиц, и Егор, пытаясь их защитить, подвергается жестокому избиению и умирает в больнице.

В 1979 году Родион Нахапетов, известный своими экранизациями литературных произведений, таких как "Враги" Горького и "Вино из одуванчиков" Брэдбери, начал работу над фильмом. Главные роли исполнили известные советские актёры, в том числе Станислав Любшин (Егор Полушкин) и Нина Русланова (Харитина). Сценарий создан Борисом Васильевым в сотрудничестве с драматургом Кириллом Рапопортом, однако имя Васильева отсутствует в титрах из-за разногласий с режиссёром, возникших на этапе выбора актёра на главную роль.

Васильев сомневался в способности Любшина изобразить наивность Полушкина, но Нахапетов, поддержанный оператором Николаем Немоляевым, настоял на своем выборе.

Немоляев рассказывал, что Любшин, обладавший непростым характером, однажды покинул съёмочную площадку из-за разговоров осветителей и вернулся только после их извинений.

Тем не менее, Любшин успешно воплотил образ Полушкина, и Васильев впоследствии признал фильм одной из лучших экранизаций своих работ.

Съёмки проходили в Белоруссии, в деревне Гливин, а также в окрестностях Пущино и на реке Оке в Московской области. Музыка Исаака Шварца сыграла важную роль в создании атмосферы фильма.

В 1981 году фильм получил приз на Всесоюзном фестивале телефильмов в Ереване и завоевал любовь советских зрителей.

Максим Кобзев, журналист и кинокритик, отметил, что фильм появился в период социальных перемен, когда прежние идеалы уходили в прошлое. Герои, такие как Полушкин, вызывали у зрителей смешанные чувства. Позже появился фильм "Любовь и голуби", где главный герой также был оторван от материальных забот.

Кобзев считает, что образы Кузякина и Полушкина символизируют уходящую стабильность, напоминая о вечных ценностях природы.

Галина Стрижевская, кинопродюсер, согласна с тем, что в период создания фильма общество переживало период "отрезвления", усталости от системы и стремления к внутренней свободе.

Стрижевская считает, что Полушкин и Кузякин символизируют стремление жить по-своему и беречь внутреннюю свободу.

По словам Максима Кобзева, картина Нахапетова оказала значительное влияние на отечественный кинематограф.

Кинокритик отмечает параллели между фильмом Быкова "Дурак" (2014) и "Не стреляйте в белых лебедей" на уровне сценария.

Стрижевская подчеркивает, что главная идея фильма заключается в том, что доброта — это не слабость, а стремление жить по совести — не глупость.

Популярные статьи

Глеб Стриженов: 10 ярких ролей в советском кино. К 100-летию со дня рождения

Наталия Белохвостикова: 10 ярких образов в советском кино

Виктор Авилов стал для Юнгвальд-Хилькевича трамплином к успеху в фильме «Узник замка Иф»