А ты точно гений? Рейтинг фильмов Нолана — от худшего к лучшему
30 июля отмечает юбилей Кристофер Нолан, которого титулуют гением почти так же часто, как и Хидео Кодзиму. В честь 55-летия именитого режиссера, "Газета.Ru" представляет свой субъективный рейтинг всех его полнометражных работ (где он выступал именно режиссером), расположив их от наименее удачной к самой выдающейся.
- "Довод" (2020) Самый дорогостоящий (бюджет превысил $200 млн) эксперимент в истории кино на проверку лояльности фанатов и способности к логическому мышлению. Картина "Довод" пришлась по вкусу либо самым преданным поклонникам Нолана, принимающим все безоговорочно, либо тем, кто способен увидеть в очевидном несуразицу.
Автор работал над сценарием этого фильма целых шесть лет, во время съемочного процесса он приобрел настоящий самолет и эффектно его уничтожил, а также открыл для широкой публики талантливую Элизабет Дебики. Однако в результате зрители увидели претенциозное кино, которое, по сути, не работает в рамках выстроенной им самим системы. Пожалуй, это тот редкий случай, когда Нолан далек от гениальности.
- "Преследование" (1999) Дебютная полнометражная работа Нолана, уже тогда демонстрирующая его фирменный прием – нелинейное повествование. Вместе с тем, это и наименее известная широкой публике лента британского режиссера (если не считать его короткометражные проекты). "Преследование", рассказывающее о том, как вор берет под свою опеку начинающего писателя, разумеется, не в состоянии соревноваться с более поздними, дорогостоящими произведениями повзрослевшего автора.
Тем не менее, этот фильм является одним из лучших в его фильмографии по соотношению цены и качества: детективный триллер был создан всего за $6 тыс., а заработал в прокате в 40 раз больше.
- "Бессонница" (2002) Единственный фильм в карьере Нолана, снятый по чужому сценарию – британец внес лишь финальные правки в текст. Этим и объясняется некоторая нетипичность этой работы в контексте его остальной фильмографии (хотя для жанра она вполне характерна – это классический детективный триллер с элементами скандинавского нуара).
"Бессонница", являющаяся ремейком одноименного фильма норвежского режиссера Эрика Шёльдбьерга, объединяет талантливое трио актеров – Аль Пачино, Робина Уильямса и Хилари Суэнк – в суровых пейзажах Аляски, где главный герой, измученный бессонницей, пытается раскрыть загадку убийства молодой девушки.
- "Дюнкерк" (2017) Военная драма, посвященная спасению солдат в ходе Дюнкеркской операции во время Второй мировой войны, стала для Нолана первой картиной, основанной на реальных исторических событиях.
Масштабное зрелище, в съемках которого приняло участие более 6 тыс. статистов, позволило британскому режиссеру стать самым высокооплачиваемым в истории: его гонорар за проект составил свыше $125 млн. Такая щедрость объясняется тем, что Нолан с самого начала верил в успех своего детища и настоял на выплате ему 20% от кассовых сборов.
- "Престиж" (2006) Именно после выхода "Престижа" о Нолане начали широко говорить как о гении – это была его первая по-настоящему авторская и высокобюджетная работа.
За право экранизировать одноименный роман Кристофера Приста с Ноланом соперничал другой известный британский режиссер – Сэм Мендес, однако писатель настоял на кандидатуре автора "Помни", который его невероятно впечатлил. Мендес взял реванш много лет спустя, когда превзошел Нолана на поле исторических драм со своим фильмом "1917".
- "Оппенгеймер" (2023) Фильм, который законодательно закрепил за Ноланом статус гения – "Оппенгеймер" принес режиссеру две премии "Оскар", включая главную. Историческая драма об "отце атомной бомбы" в исполнении бесподобного Киллиана Мерфи совершила настоящую революцию в жанре – до этого настолько эпичные и в хорошем смысле сложные байопики не снимали.
Небольшой ложкой дегтя (которая не позволила "Оппенгеймеру" занять первое место в рейтинге) стал – даже с учетом жуткой по своей разрушительной силе сцены взрыва – перекос в сторону личности физика-ядерщика: персональная драма страшного гения, кажется, несколько опрометчиво перевесила ту самую мысль об абсурдности самоуничтожения, которая до сих пор остается непонятой многими людьми в разных уголках планеты.
- Трилогия о Бэтмене (2005–2012) Нолановский "Бэтмен" вернул супергеройскому кино былое величие – в период между "Человеком-пауком" Сэма Рэйми, вдохнувшим в жанр новую жизнь, и "Железным человеком", превратившим Marvel из скромной компании в бездушную корпорацию по зарабатыванию миллиардов.
Но важнее другое – именно "Темный рыцарь" впервые донес до широкой аудитории идею о том, что супергероика – это не только эпичный абсурд с участием мутантов в обтягивающих костюмах, но и (при желании авторов) вполне драматичное во всех смыслах действо, которое не стыдно хвалить даже после завершения подросткового возраста.
- "Помни" (2000)
Фильм, сделавший Нолана суперзвездой и ставший спустя годы главным аргументом в спорах с теми, кто утверждал, что режиссер не умеет снимать без огромных бюджетов. Уникальный по своей повествовательной структуре триллер произвел фурор на Венецианском кинофестивале в 2000 году, получил две номинации на "Оскар", а со временем прочно закрепился во всех списках лучших представителей жанра в истории.
Величие "Помни", пожалуй, лучше всего описать так: если бы Нолан завершил свою карьеру в 2000 году, он все равно остался бы одним из самых значимых кинематографистов своего поколения.
- "Начало" (2010)
До сих пор самая известная широкой публике работа Нолана – с блестящим сценарием и революционными на момент выхода визуальными эффектами.
А также, кажется, личный magnum opus Ханса Циммера – если сам фильм со временем может и забудется, то саундтрек, без сомнения, уже занял почетное место в вечности.
- "Интерстеллар" (2014) Когда Нолан рассказал историю о космосе, времени, одиночестве и любви, вместе с Мэттью МакКонахи, как говорится, рыдала вся маршрутка.
"Интерстеллар", по сути, это "Довод" здорового человека: сложная история с пронзительной драмой, которая не спотыкается об искусственность вымышленной вселенной и после просмотра заставляет ценить каждое мгновение жизни, будь оно длиной хоть в секунду, хоть в десяток лет.