А ты точно гений? Рейтинг фильмов Нолана — от худшего к лучшему

30 июля отмечает юбилей Кристофер Нолан, которого титулуют гением почти так же часто, как и Хидео Кодзиму. В честь 55-летия именитого режиссера, "Газета.Ru" представляет свой субъективный рейтинг всех его полнометражных работ (где он выступал именно режиссером), расположив их от наименее удачной к самой выдающейся.

  1. "Довод" (2020) Самый дорогостоящий (бюджет превысил $200 млн) эксперимент в истории кино на проверку лояльности фанатов и способности к логическому мышлению. Картина "Довод" пришлась по вкусу либо самым преданным поклонникам Нолана, принимающим все безоговорочно, либо тем, кто способен увидеть в очевидном несуразицу.

Автор работал над сценарием этого фильма целых шесть лет, во время съемочного процесса он приобрел настоящий самолет и эффектно его уничтожил, а также открыл для широкой публики талантливую Элизабет Дебики. Однако в результате зрители увидели претенциозное кино, которое, по сути, не работает в рамках выстроенной им самим системы. Пожалуй, это тот редкий случай, когда Нолан далек от гениальности.

  1. "Преследование" (1999) Дебютная полнометражная работа Нолана, уже тогда демонстрирующая его фирменный прием – нелинейное повествование. Вместе с тем, это и наименее известная широкой публике лента британского режиссера (если не считать его короткометражные проекты). "Преследование", рассказывающее о том, как вор берет под свою опеку начинающего писателя, разумеется, не в состоянии соревноваться с более поздними, дорогостоящими произведениями повзрослевшего автора.

Тем не менее, этот фильм является одним из лучших в его фильмографии по соотношению цены и качества: детективный триллер был создан всего за $6 тыс., а заработал в прокате в 40 раз больше.

  1. "Бессонница" (2002) Единственный фильм в карьере Нолана, снятый по чужому сценарию – британец внес лишь финальные правки в текст. Этим и объясняется некоторая нетипичность этой работы в контексте его остальной фильмографии (хотя для жанра она вполне характерна – это классический детективный триллер с элементами скандинавского нуара).

"Бессонница", являющаяся ремейком одноименного фильма норвежского режиссера Эрика Шёльдбьерга, объединяет талантливое трио актеров – Аль Пачино, Робина Уильямса и Хилари Суэнк – в суровых пейзажах Аляски, где главный герой, измученный бессонницей, пытается раскрыть загадку убийства молодой девушки.

  1. "Дюнкерк" (2017) Военная драма, посвященная спасению солдат в ходе Дюнкеркской операции во время Второй мировой войны, стала для Нолана первой картиной, основанной на реальных исторических событиях.

Масштабное зрелище, в съемках которого приняло участие более 6 тыс. статистов, позволило британскому режиссеру стать самым высокооплачиваемым в истории: его гонорар за проект составил свыше $125 млн. Такая щедрость объясняется тем, что Нолан с самого начала верил в успех своего детища и настоял на выплате ему 20% от кассовых сборов.

  1. "Престиж" (2006) Именно после выхода "Престижа" о Нолане начали широко говорить как о гении – это была его первая по-настоящему авторская и высокобюджетная работа.

За право экранизировать одноименный роман Кристофера Приста с Ноланом соперничал другой известный британский режиссер – Сэм Мендес, однако писатель настоял на кандидатуре автора "Помни", который его невероятно впечатлил. Мендес взял реванш много лет спустя, когда превзошел Нолана на поле исторических драм со своим фильмом "1917".

  1. "Оппенгеймер" (2023) Фильм, который законодательно закрепил за Ноланом статус гения – "Оппенгеймер" принес режиссеру две премии "Оскар", включая главную. Историческая драма об "отце атомной бомбы" в исполнении бесподобного Киллиана Мерфи совершила настоящую революцию в жанре – до этого настолько эпичные и в хорошем смысле сложные байопики не снимали.

Небольшой ложкой дегтя (которая не позволила "Оппенгеймеру" занять первое место в рейтинге) стал – даже с учетом жуткой по своей разрушительной силе сцены взрыва – перекос в сторону личности физика-ядерщика: персональная драма страшного гения, кажется, несколько опрометчиво перевесила ту самую мысль об абсурдности самоуничтожения, которая до сих пор остается непонятой многими людьми в разных уголках планеты.

  1. Трилогия о Бэтмене (2005–2012) Нолановский "Бэтмен" вернул супергеройскому кино былое величие – в период между "Человеком-пауком" Сэма Рэйми, вдохнувшим в жанр новую жизнь, и "Железным человеком", превратившим Marvel из скромной компании в бездушную корпорацию по зарабатыванию миллиардов.

Но важнее другое – именно "Темный рыцарь" впервые донес до широкой аудитории идею о том, что супергероика – это не только эпичный абсурд с участием мутантов в обтягивающих костюмах, но и (при желании авторов) вполне драматичное во всех смыслах действо, которое не стыдно хвалить даже после завершения подросткового возраста.

  1. "Помни" (2000)

Фильм, сделавший Нолана суперзвездой и ставший спустя годы главным аргументом в спорах с теми, кто утверждал, что режиссер не умеет снимать без огромных бюджетов. Уникальный по своей повествовательной структуре триллер произвел фурор на Венецианском кинофестивале в 2000 году, получил две номинации на "Оскар", а со временем прочно закрепился во всех списках лучших представителей жанра в истории.

Величие "Помни", пожалуй, лучше всего описать так: если бы Нолан завершил свою карьеру в 2000 году, он все равно остался бы одним из самых значимых кинематографистов своего поколения.

  1. "Начало" (2010)

До сих пор самая известная широкой публике работа Нолана – с блестящим сценарием и революционными на момент выхода визуальными эффектами.

А также, кажется, личный magnum opus Ханса Циммера – если сам фильм со временем может и забудется, то саундтрек, без сомнения, уже занял почетное место в вечности.

  1. "Интерстеллар" (2014) Когда Нолан рассказал историю о космосе, времени, одиночестве и любви, вместе с Мэттью МакКонахи, как говорится, рыдала вся маршрутка.

"Интерстеллар", по сути, это "Довод" здорового человека: сложная история с пронзительной драмой, которая не спотыкается об искусственность вымышленной вселенной и после просмотра заставляет ценить каждое мгновение жизни, будь оно длиной хоть в секунду, хоть в десяток лет.