Одному из выдающихся режиссеров эпохи Нового Голливуда, признанному мастеру саспенса, Брайану Де Пальме, исполнилось 85 лет. Он появился на свет 11 сентября 1940 года в Ньюарке, штат Нью-Джерси, в семье выходцев из Италии. В юности он не проявлял интереса к кинематографу, отдавая предпочтение сборке компьютеров. После школы он поступил в Колумбийский университет в Нью-Йорке, выбрав факультет физики. Однако, посмотрев такие культовые картины, как "Гражданин Кейн" Орсона Уэллса и "Головокружение" Альфреда Хичкока, он был очарован киноискусством. Получив степень бакалавра, он продолжил обучение в колледже свободных искусств на театральном отделении.
Первые работы Брайана Де Пальмы включали документальные и независимые фильмы, в некоторых из которых снялся тогда еще малоизвестный Роберт Де Ниро. Он видел себя в роли американского Жан-Люка Годара, и в его фильмах часто можно заметить новаторские приемы, характерные для режиссера французской Новой волны.
Представляем десять наиболее значимых работ Брайана Де Пальмы.
«Наваждение» (1976)
Сценарий к этому фильму, созданному под влиянием хичкоковского "Головокружения", был написан Полом Шредером на основе рассказа, который он создал в соавторстве с Де Пальмой.
В центре сюжета – преуспевающий застройщик из Нового Орлеана, Майкл Кортланд, которого постигает трагедия: его жену и дочь похищают. Во время полицейской операции, целью которой было задержать похитителей с поличным, начинается автомобильная погоня, в результате которой женщина и девочка погибают. Спустя 16 лет Кортланд встречает женщину, поразительно похожую на его погибшую жену.
«Кэрри» (1976)
Этот знаменитый фильм ужасов изначально задумывался как малобюджетная независимая картина, основанная на первом опубликованном романе Стивена Кинга. Неожиданно он стал блокбастером: при бюджете в 1,8 миллиона долларов фильм собрал 33,8 миллиона долларов и получил две номинации на "Оскар". Сисси Спейсек (в роли Кэрри) могла стать лучшей актрисой, а Пайпер Лори (в роли ее жестокой матери Маргарет) – лучшей актрисой второго плана.
Сисси Спейсек сыграла в фильме девушку-подростка, над которой издеваются в школе. Ее мать, религиозная фанатичка, убеждает дочь в том, что менструация – это наказание за грехи. Когда Кэрри обнаруживает у себя способности к телекинезу, она начинает мстить своим обидчикам.
«Прокол» (1981)
Этот фильм был вдохновлен работой еще одного любимого режиссера Де Пальмы – Микеланджело Антониони. Если в его "Фотоувеличении" случайным свидетелем убийства становится фотограф, то в "Проколе" – звукорежиссер, работающий над низкобюджетным фильмом ужасов.
Главную женскую роль в фильме исполнила Нэнси Аллен, будущая первая жена режиссера, которая ранее снималась у него в "Кэрри". Образ звукорежиссера воплотил на экране Джон Траволта, также участвовавший в этом фильме ужасов. Спустя годы Квентин Тарантино признался в одном из интервью, что "Прокол" – один из его любимых фильмов, а игра Траволты настолько впечатлила его, что он пригласил актера на роль Винсента Веги в "Криминальном чтиве", что дало новый импульс его угасающей карьере.
«Лицо со шрамом» (1983)
Идея создания фильма принадлежала Аль Пачино. Посмотрев в одном из кинотеатров Лос-Анджелеса "Лицо со шрамом" 1932 года, он решил, что это отличная основа для ремейка. Изначально режиссером должен был стать Сидни Люмет, но его заменили на Де Пальму. Сценарий был написан Оливером Стоуном, который работал над фильмом, борясь с собственной наркозависимостью.
Фильм о кубинском эмигранте, который, не останавливаясь ни перед чем, становится главой наркомафии в США, первоначально получил рейтинг X из-за обилия насилия и нецензурной лексики. Именно к этой категории относятся порнографические фильмы. Брайана Де Пальму просили сократить спорные сцены, но он отказался это сделать. После монтажа фильму был присвоен более мягкий рейтинг R, и он тайно отправил в кинотеатры оригинальную версию. Он признался в этом спустя несколько месяцев после премьеры.
Еще одним своевольным решением Де Пальмы стал выбор музыки для фильма. Студия Universal настаивала на использовании рэпа в саундтреке. Однако режиссер настоял на том, чтобы в "Лице со шрамом" звучала музыка пионера электронной танцевальной музыки, итальянца Джорджо Мородера.
«Неприкасаемые» (1987)
В основе этой криминальной драмы лежат реальные события времен "сухого закона" в США. Фильм рассказывает историю противостояния между специальным агентом министерства финансов Элиотом Нессом и главой чикагской мафии Аль Капоне. "Неприкасаемыми" называлась группа агентов, собранная Нессом для поимки неуловимого гангстера.
Роль Несса исполнил Кевин Костнер, а Аль Капоне сыграл Роберт Де Ниро. В ролях второго плана снялись Шон Коннери и Энди Гарсиа. Сценарий к фильму был написан знаменитым Дэвидом Мэметом, но Брайан Де Пальма внес изменения в сценарий, чтобы добавить новые локации для съемок. Одну из сцен он перенес на железнодорожный вокзал Чикаго, чтобы снять проход по лестнице, как в "Броненосце Потемкине" Эйзенштейна.
«Военные потери» (1989)
В фильмографии Брайана Де Пальмы есть и военная драма о Вьетнаме. Правда, не такая известная, как "Взвод" или "Апокалипсис сегодня", возможно, потому, что она по-настоящему ужасна. Особенно страшно то, что она основана на реальных событиях.
Сценарий фильма написан по статье журналиста Дэниэла Янга, опубликованной в 1969 году в The New York Times, которая позже была расширена до книги. В ней рассказывается об инциденте 1966 года, когда несколько американских солдат похитили вьетнамскую девушку в деревне, изнасиловали ее и убили. Из пяти военнослужащих только один пытался остановить преступление. От его имени ведется повествование в фильме.
Главного героя, солдата, который противостоит сослуживцам-преступникам, сыграл совсем молодой Майкл Джей Фокс. Роль его антагониста, спровоцировавшего других на злодеяние, исполнил Шон Пенн.
«Путь Карлито» (1993)
Спустя десять лет после выхода культового "Лица со шрамом" Аль Пачино вновь оказался на съемочной площадке криминальной драмы Брайана Де Пальмы. Идея фильма снова принадлежала актеру. В 1973 году он познакомился с нью-йоркским судьей Эдвином Торресом, автором романов "Путь Карлито" и "Сверхурочные" о наркобароне из Нью-Йорка, Карлито Бриганте, который пытается отойти от дел. В то время романы еще находились в работе, и Аль Пачино стал одним из первых, кто их прочитал и оценил. Особенно ему понравился образ Карлито Бриганте.
Аль Пачино смог реализовать идею снять фильм о нем только в начале 90-х с помощью продюсера Мартина Брегмана (который в свое время продюсировал "Лицо со шрамом"). Брайан Де Пальма не хотел снимать еще один фильм об испаноязычных гангстерах, но согласился прочитать сценарий. Оказалось, что история совсем не похожа на "Лицо со шрамом". Де Пальма создал один из своих лучших фильмов.
«Миссия: невыполнима» (1996)
Фильм, основанный на одноименном сериале 1960-х, стал дебютным проектом продюсерской компании Тома Круза, поклонника этого телешоу. Брайана Де Пальму пригласил в проект сам актер, с которым он познакомился на ужине у Стивена Спилберга. Несмотря на то что фильм был успешно снят в срок и даже с экономией бюджета, ходили слухи, что Круз и Де Пальма не сработались. Эти слухи подогрел отказ режиссера участвовать в интервью перед премьерой.
Славу фильму принесли в основном трюки: их постановкой занимался Де Пальма, а выполнял сам Том Круз, даже самые опасные, чтобы это выглядело убедительнее.
Премьера фильма о шпионе Итане Ханте, который после гибели всей своей команды ищет предателя в ЦРУ, состоялась 22 мая 1996 года, и в первый же день проката фильм собрал 11,8 миллиона долларов.
«Глаза змеи» (1998)
Темной ночью, во время тропического шторма, коррумпированный детектив полиции Атлантик-Сити, Рик Санторо, приходит на боксерский матч. Там он встречает друга детства, Кевина Данна, бывшего военнослужащего ВМС США, который теперь работает в охране министра обороны. Во время поединка министра убивают, и Рик пытается найти виновного, обнаруживает заговор и оказывается в опасности.
К концу 90-х в творчестве Де Пальмы наметился кризис, но в этом фильме он не так заметен. Тягучие медленные сцены, разделенные экраны, удушающее ощущение тревоги – все на месте.
Главного героя сыграл Николас Кейдж. Изначально Де Пальма предлагал сняться в фильме и Аль Пачино, но тот отказался.
«Роковая женщина» (2002)
Эротический триллер Де Пальмы с Антонио Бандерасом и Ребеккой Ромейн в главных ролях был впервые показан вне конкурсной программы на Каннском кинофестивале и получил прохладный прием от критиков. Типичному нео-нуару Де Пальмы, в котором прослеживается влияние Хичкока, потребовались годы, чтобы получить признание и стать культовым.
Это история о папарацци, который случайно фотографирует в Париже жену нового американского посла и оказывается втянут в опасную ситуацию. Женщина оказывается бывшей участницей преступной группировки, обманувшей своих сообщников. Теперь они вышли из тюрьмы и жаждут мести и возвращения украденных бриллиантов. Женщина вынуждает несчастного папарацци инсценировать ее похищение.