Как экстренная операция, проведенная накануне съемок врачом, ставшим впоследствии консультантом, спасла карьеру Алексея Баталова, и каким образом личная трагедия Инны Макаровой помогла создать культовую киноленту.
О сюжете фильма Тридцатые годы XX века. Владимир Устименко и Варвара Степанова испытывают чувства друг к другу с юности. Окружающие уверены, что они созданы друг для друга. Однако после окончания медицинского института молодого человека направляют на работу в сельскую местность. Девушка же мечтает об актерской карьере и отказывается ехать с ним. Великая Отечественная война вмешивается в судьбы героев, внося еще большую неразбериху в их отношения. Военный хирург Устименко оперирует тяжелораненую Степанову, находящуюся без сознания, но не успевает поговорить с ней после ее выздоровления. Их встреча происходит много лет спустя…
Прообразы Уроженец Минска, кинорежиссер Иосиф Хейфиц, дебютировал в кино в 1928 году с фильмом «Песнь о металле». В 1930-е годы он создавал фильмы, соответствующие духу времени. Но это были не просто пропагандистские картины, а произведения, заслуженно вошедшие в золотой фонд советского кинематографа: «Депутат Балтики» (1936), «Член правительства» (1939).
Хейфиц не был диссидентом. Однако после смерти Сталина он решил снимать фильмы о социальной справедливости и о том, что счастье человека — это личное, а не общественное дело. Так, в 1954 году вышла картина «Большая семья» о династии Журбиных. Фильм стал лауреатом Каннского кинофестиваля в 1955 году. Следующая работа — «Дело Румянцева», по сценарию писателя Юрия Германа, рассказывала о водителе, необоснованно обвиненном в краже. Писатель стал прототипом главного героя, так как после публикации статьи в защиту опального Михаила Зощенко в его квартире был произведен обыск, Юрия исключили из Союза писателей СССР, и он ожидал ареста. Но все обошлось.
В 1957 году Хейфиц и Герман приступили к работе над сценарием «Дорогой мой человек» по роману последнего «Дело, которому ты служишь». В книге описаны только довоенные события. Авторы сценария расширили историю на экране. После выхода фильма этот материал лег в основу романов-продолжений о враче Владимире Устименко — «Дорогой мой человек» и «Я отвечаю за все». Прообразом героя стал главный врач больницы города Сестрорецка Ленинградской области Николай Евгеньевич Слупский. Герман восхищался его преданностью делу и врачебным талантом.
Юрий и Иосиф включили в сюжет моменты, которые ранее были бы вырезаны цензурой. Евгений, брат Варвары, — пронырливый чиновник. Используя имя своего отца, контр-адмирала, он получает ордер на большой коттедж, который изначально планировалось отдать под Дом юных техников. Он также увлекается скупкой дорогого дореволюционного антиквариата. Хейфиц и Герман, жители Ленинграда, не могли обойти стороной эту проблему, так как знали о роскошной жизни некоторых чиновников города на Неве в годы блокады.
Кроме того, в теме войны они выделили сострадание и человечность, которые ранее в советских фильмах уступали место многочисленным подвигам и патриотизму.
Не могли себе представить Существует распространенное мнение, что актер Алексей Баталов стал известен широкой аудитории благодаря фильму «Летят журавли» (1957). Однако именно Хейфиц открыл артиста тремя годами ранее в фильме «Большая семья». С тех пор актер стал талисманом многих последующих работ режиссера.
Сегодня сложно представить, что в год съемок население СССР составляло 190 миллионов человек. Кино было основным видом досуга для большинства граждан. Поэтому известность приходила после первого участия в успешном фильме, исполнив главную роль.
Персонаж Устименко изначально писался для Алексея. В тот же период Баталов упал в овраг и лицом напоролся на острые ветки спиленных кустов. Хирург Иван Поросенков искусно зашил ему нос и щеки, тем самым сохранив карьеру актера. Узнав о предстоящей роли врача, Алексей попросил Ивана присутствовать на операциях. Тот разрешил ему наблюдать за своими действиями и даже подавать инструменты, чтобы потом на экране актер выглядел более правдоподобно. Поросенков также стал консультантом фильма.
До этого фильма никто не мог представить Инну Макарову рядом с Алексеем Баталовым — настолько они разные. Но Хейфиц увидел их вместе и снял так, что в кадре не было диссонанса. Инне пришлось работать сразу над двумя образами: легкомысленной девушки, мечтающей быть похожей на звезду Любовь Орлову, и повзрослевшей женщины-геолога с судьбой, опаленной войной. Интересно, что 19-летний Алексей Герман, сын писателя, будущий кинорежиссер, во время съемок сделал Макаровой предложение — он был влюблен в Инну Владимировну, которая была старше его на 12 лет. Но из этой затеи ничего не вышло.
Роль брата Варвары, карьериста и проныры Евгения, исполнил московский артист Юрий Медведев, а роль их отца, контр-адмирала, — звезда московского Малого театра Пётр Константинов.
В эпизодах снялись Борис Чирков, Леонид Быков, Иван Переверзев, довольно известные в те годы актеры.
Критиковали за сентиментальность Съемки фильма проходили в Калининграде и области. Город в 1950-е годы еще не был восстановлен после войны. Возвращение прежнего немецкого облика вызывало споры. Поэтому в кадре можно увидеть коробку здания Рейхсбанка, руины бывшего Альтштадта (старейшего района Кёнигсберга) и острова Канта, на котором сейчас расположен кафедральный собор Калининграда.
Сцену с табличкой «До Берлина 100 км» снимали на фоне южной стены разрушенного королевского замка, возле которого город зародился восемь веков назад. Морские сцены снимали в Балтийске. Узнаваемый местными жителями маяк стал центральным объектом.
Консультант Поросенков, присутствовавший на съемках, был удивлен, когда увидел, как у актрисы Макаровой, которая только что смеялась в перерыве, вдруг на крупном плане потекли слезы. «Как вам это удается?» — спросил он. Та отшутилась, хотя все присутствовавшие сразу вспомнили о ее недавнем разводе с Сергеем Бондарчуком и объяснили подвижность психики этим фактом.
Премьера фильма состоялась 7 августа 1958 года. Критики по-разному отнеслись к фильму. Некоторые критиковали его за излишнюю мелодраматичность. Но зрители полюбили фильм о поиске личного счастья и об исправлении собственных ошибок.