Картина "Белые росы", появившаяся на экранах в 1983 году, заслуженно приобрела статус всенародно любимой. В Гродно сегодня можно увидеть деревянные изваяния персонажей киноленты: Федора (Федоса) Ходаса и его соседа Тимофея. Зрители ценят этот фильм за душевный юмор, ярких персонажей и трогательную тоску по исчезающему деревенскому миру. Однако за внешней простотой и светлой лиричностью скрывается глубокий драматизм, как в самом сюжете, так и в перипетиях создания картины. Эта статья расскажет о режиссерском замысле, сложностях кастинга, слезах Караченцова, трагедии молодой актрисы и финале, который был изменен для зрительского восприятия.
Лучший сценарий – об умирающей деревне. Все началось с конкурса сценариев, организованного киностудией "Беларусьфильм". Победу одержал начинающий тогда драматург Алексей Дударев. Он представил сценарий о жизни белорусской деревушки, которой суждено исчезнуть: ее жителей должны были переселить в городские многоквартирные дома, а строения — разрушить. Тема уходящей деревни, с ее устоями, привычками и колоритными характерами, показалась руководству киностудии весьма перспективной.
Режиссировать фильм взялся Игорь Добролюбов, известный по работам "Расписание на послезавтра" и "Удивительные приключения Дениса Кораблёва". Он сразу предложил привлечь к доработке сценария самого автора, чтобы придать сюжету больше камерности и человечности, сохранив при этом основную идею — уходящей эпохи.
Три брата – не идентичны. Первоначально создатели планировали, что сыновья главного героя Федоса будут тройняшками – даже в фильме сохранилась фотография трех одинаковых мальчиков. Но найти взрослых актеров-тройняшек оказалось невозможным – не помог даже Всесоюзный клуб близнецов. В результате герои стали просто братьями-погодками. Старшего сына, Андрея, сыграл белорусский актер Геннадий Гарбук. Роль среднего сына, Саши, исполнил популярный комик Михаил Кокшенов. А младшего сына, Ваську, долго искали, и в итоге пригласили Николая Караченцова. Его утвердили не сразу – пробовались Золотухин, Кононов и даже Абдулов. Но именно Караченцов оказался наиболее близок к образу лиричного, немного эксцентричного и невероятно живого персонажа.
Нелегкие съемки в обители аистов. Одна из самых запоминающихся сцен фильма – Васька сидит на дереве в аистином гнезде, играет на гармони и поет песню "Страдания". На экране это выглядит легко и романтично. Но в реальности актер испытывал сильный страх высоты. Караченцов наотрез отказался самостоятельно взбираться на дерево. Его подняли с помощью пожарного крана. Во время съемок ему велели смотреть вверх, чтобы избежать паники.
Поэтому в кадре он смотрит в небо и поет, стараясь не замечать высоты. Позже его снимали аналогичным образом – с использованием пожарной машины. Кстати, та самая гармонь сегодня является ценным экспонатом одного из белорусских музеев.
Финальная роль Караченцова – тоже "Белые росы". Роль Васьки стала одной из самых любимых у зрителей, а для самого Караченцова – одной из самых значимых. Спустя 30 лет, в 2014 году, вышло продолжение – "Белые росы. Возвращение". И именно там, несмотря на тяжелое состояние после автомобильной аварии, Николай Петрович предстал в своей последней роли.
На съемочной площадке он не смог сдержать слез. Плакали все.
"Это был сильный, страстный человек, заключенный в хрупкое тело", – вспоминала режиссер Александра Бутор. Его персонаж в финале произносит фразу: "Я здесь. Я вернулся, Маруся". Она прозвучала как прощание…
Уход из жизни Юлии Космачевой. Маленькую Галюню, дочку Васьки, сыграла Юлия Космачева – девочка с многообещающим актерским будущим. Она успела сняться в нескольких фильмах, и режиссеры отмечали ее драматический талант. В "Белых росах" она выглядела естественно и по-настоящему трогательно. Но ее актерская карьера оборвалась. Юля неожиданно скончалась от остановки сердца в возрасте 24 лет, по другой версии – в результате падения с балкона. Обстоятельства ее смерти до сих пор неясны. Ее внезапный уход стал одной из самых трагичных страниц в истории фильма.
Пес и денатурат: эпизод из армейской жизни. Сцену, в которой старики угощают настойкой деревенского пса Валета, придумал сам сценарист, основываясь на воспоминаниях об армейской службе. Солдаты давали хлеб, пропитанный денатуратом, полковой собаке, чтобы проверить, можно ли пить. Собака уснула, солдаты испугались и обратились в медпункт. К счастью, все обошлось. Сцена в фильме получилась одновременно забавной и реалистичной.
Причины изменения финала. Финал, который мы видим в фильме – добрый, философский и воодушевляющий: Федос обращается к солнцу, прося счастья для своих детей. Но изначально концовка была трагической. Герой умирал, сжимая в руках гармонь сына. На заднем плане – восход солнца и колонна тракторов, направляющаяся сносить дома.
Режиссер решил не причинять зрителям лишнюю боль. Слишком тяжело – деревня исчезает, и человек уходит вместе с ней. Создатели решили, что в фильме достаточно драмы, поэтому финал сделали светлым, дающим надежду.