2 июля 1968 года ознаменовалось премьерой киноленты Станислава Ростоцкого "Доживём до понедельника", трогательной мелодрамы, покорившей сердца зрителей. В актёрский состав вошли Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, Игорь Старыгин и Ольга Остроумова. Фильм был удостоен Золотого приза на Московском международном кинофестивале, а позднее отмечен Государственной премией. RT разбирается, как эта картина отразилась на судьбах актёров, тонко передала дух эпохи оттепели и сохранила свою актуальность на протяжении десятилетий.
В тот же день, 2 июля 1968 года, советские кинотеатры распахнули свои двери для новой картины Станислава Ростоцкого, названной "Доживём до понедельника". Помимо известных актёров, таких как Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова и Нина Меньшикова, в фильме дебютировали молодые таланты, в том числе Ольга Остроумова, Игорь Старыгин и Юрий Чернов.
Фильм рассказывает о трёх днях из жизни обычных учеников девятого класса московской школы и их учителей – история, близкая и понятная многим поколениям зрителей. Герои сталкиваются с различными трудностями, переживают личные драмы и конфликты, и, порой, вынуждены делать сложный выбор.
В центре внимания оказывается молодая учительница, Наталья Сергеевна Горелова, которая только начинает свою карьеру и пытается найти общий язык с учениками и коллегами. Особое место в её жизни занимает Илья Семёнович Мельников, её бывший учитель, к которому она испытывает тёплые чувства. Мельников, в свою очередь, переживает непростой период, несмотря на свою мудрость и опыт.
Киновед и критик Даниил Ляхович отмечает: "1960-е годы были временем активных дискуссий о том, какой должна быть школа: местом, где готовят послушных исполнителей, или же средой для развития свободомыслящих личностей. Эти споры привели к появлению новых педагогических подходов в конце 1960-х – 1970-е годы".
Директор Киностудии имени Горького, Георгий Бритиков, предложил Станиславу Ростоцкому снять фильм о школе. Он передал режиссёру, уже известному по фильмам "Дело было в Пенькове" и "Герой нашего времени", сценарий Георгия Полонского "Журавль в небе".
Полонский не понаслышке знал об учительской жизни, так как окончил Московский областной педагогический институт и преподавал русский, английский языки и литературу. Несмотря на то, что он вскоре сменил профессию и поступил на высшие сценарные курсы, тема школы часто встречалась в его произведениях.
Ляхович подчеркнул: "Доживём до понедельника" — это не просто история о школе. Это фильм о вечных ценностях, таких как любовь, понимание, счастье, одиночество, и о том, как важно быть самим собой. Именно поэтому он стал культовым".
Ростоцкому понравилась история, и он вместе с Полонским переработал её в режиссёрский сценарий. Перед началом съёмок сценарий был отправлен на рассмотрение в Госкино.
Ответа кинематографисты не получили, но Бритиков решил начать работу над фильмом.
Ростоцкий вспоминал, что съёмки прошли достаточно быстро, всего за три с половиной месяца. Оператором был Вячеслав Шумский, с которым режиссёр работал не первый раз.
Решения, которые режиссёр принимал быстро, иногда казались коллегам неожиданными. Например, Полонский не был уверен в выборе Вячеслава Тихонова на роль учителя истории Мельникова. Он видел в этом образе Зиновия Гердта, а Тихонова считал слишком привлекательным для этой роли.
Тихонов также сомневался, так как считал свою роль Андрея Болконского в фильме "Война и мир" неудачной и даже хотел уйти из кино.
Однако Ростоцкий настоял на его участии, предложив использовать возрастной грим, чтобы скрыть его привлекательность.
Ляхович считает, что удачный подбор актёров стал одной из причин популярности фильма.
Эксперт отметил: "Тихонов, интеллигентный актёр, играет учителя – "чеховского интеллигента". Этот тип актёра был востребован в кинематографе эпохи оттепели".
Ростоцкий редко работал со своей женой, актрисой Ниной Меньшиковой. Она прошла пробы на роль завуча Светланы Михайловны на общих основаниях.
Позже актриса рассказывала: "Я всегда играла положительных и плаксивых женщин, и никто из режиссёров не предложил бы мне отрицательную роль".
Во время съёмок Ростоцкий был строг с Меньшиковой, но она осталась довольна результатом.
Ирина Печерникова, сыгравшая Горелову, признавалась, что не любила школу. Однако она с теплотой вспоминала съёмки. На эту роль также пробовались Валентина Шендрикова и Светлана Светличная. Режиссёр хотел открыть новые лица, поэтому выбор пал на Печерникову.
Ростоцкий старался, чтобы молодые актёры максимально соответствовали своим героям по возрасту. Юрию Чернову и Людмиле Архаровой было по 18 лет, а Валерию Зубареву — 17. Для Ольги Остроумовой эта роль стала дебютной.
Первая заметная роль у Ростоцкого досталась Игорю Старыгину. Для создания образа модника Кости Батищева были использованы джинсы из японской ткани, а куртку предоставил сам Ростоцкий.
Чтобы школьная форма Юрия Чернова выглядела естественно, ему предложили поиграть в ней в футбол.
Печерниковой удалось создать правдоподобный образ, так как она испытывала симпатию к Тихонову.
В фильм вошёл незапланированный эпизод с участием актрисы. Она расплакалась после сорванной репетиции с учениками, и Ростоцкий решил включить эту сцену в фильм.
Съёмки проходили в московской школе №234 (сейчас — №1380). В здании был открыт музей, посвящённый фильму, где представлены экспонаты тех времён и фотографии со съёмок.
Ляхович подчеркнул: "Фильм стал культовым, так как в нём поднимаются важные вопросы о смысле жизни. Например, фраза «Счастье — это когда тебя понимают» стала популярной, потому что отражает внутренние переживания зрителей".
Практически одновременно с завершением съёмок кинематографисты получили отзыв на сценарий из Госкино.
В документе говорилось: "Главной ошибкой Киностудии имени Горького является запуск в производство фильма «Доживём до понедельника»".
Глава комитета Алексей Романов сказал Ростоцкому: "Вы сделали хороший фильм!.. Но вы же должны понимать, что это совершенно невозможно".
Чиновники посчитали рискованным показывать фильм, поднимающий острые вопросы.
Ростоцкий боролся за выпуск фильма и за сохранение своего авторского видения. Ему было предписано внести 28 правок, но в итоге их число сократилось до трёх.
Например, из фильма убрали фразу Мельникова о том, что можно переписать учебник, но не души школьников. Её посчитали крамольной и заменили слово «учебник» на «диссертацию».
Первыми зрителями фильма стали педагоги на Всесоюзном съезде учителей в Москве. После просмотра они аплодировали стоя в течение десяти минут.
Впоследствии фильм получил главный приз на Московском международном фестивале и был признан лучшим фильмом 1969 года по опросу читателей журнала «Советский экран». Годом позже создатели фильма получили Госпремию.
Ляхович подчеркнул: "Вечная тема любви раскрывается в отношениях Ильи Семёновича и молодой учительницы Наташи. Тема нравственного выбора также актуальна во все времена. Герои выбирают, подчиняться требованиям системы или оставаться свободными личностями. Конфликт между конформистом Светланой Михайловной и новатором Ильёй Семёновичем отражает разные взгляды на воспитание, существующие в любом обществе".
Съёмки в фильме повлияли на дальнейшую карьеру актёров. Тихонов решил остаться в профессии и снялся в таких фильмах, как "Семнадцать мгновений весны", "Они сражались за Родину", "Белый Бим Чёрное ухо".
Для Печерниковой роль Гореловой стала знаковой, и её до сих пор ассоциируют с этим образом.