Почему некоторые зрители требуют от кино честности, но не готовы признать, что честность может быть разной?

Почему некоторые зрители требуют от кино честности, но не готовы признать, что честность может быть разной?

В последнее время слово "честность" приобрело оттенок идеологии. Его активно используют как зрители, так и критики, оценивая фильмы, книги, музыку и многое другое. Особенно это заметно в кинематографе. В комментариях к фильмам, особенно отечественным, часто встречаются клише: "Этот фильм честный", "в нём чувствуется правда жизни", "а вот это – фальшь и наигранность". Иногда создаётся впечатление, что для некоторых зрителей "честность" – это универсальный критерий оценки, мерило соответствия или несоответствия реальности. Однако мало кто задумывается о многогранности правды.

Требование честности в кино, вероятно, не сводится к документальности или буквальному отражению действительности. Скорее, это вопрос ощущения внутренней подлинности, искренности высказывания, которая может не совпадать с личным восприятием реальности. Тем не менее, многие зрители, особенно старшего поколения, уже сформировавшие собственный "реестр честного кино", с трудом принимают идею о том, что правда может быть разной. Они стремятся видеть ту правду, которая им знакома, которая подтверждает их убеждения и укладывается в рамки привычного и пережитого.

Для многих честность – это, по сути, синоним ностальгии. Честное кино – это то, что вызывает воспоминания о молодости, о советских фильмах, о "доброте", о понятных героях и простых ценностях. Это кино, где зло наказывается, добро побеждает, а мир чётко разделен на хорошее и плохое. В таком кино человек чувствует себя комфортно, находит подтверждение своим взглядам.

Отсюда и возникает неприятие современных фильмов, особенно тех, которые оставляют после себя ощущение дискомфорта. Когда герой не является героем в классическом понимании, а предстаёт человеком с сомнениями, слабостями и эгоистичными чертами. Когда фильм не предлагает однозначных ответов. Когда он вообще не стремится что-то "донести" или поучать. Всё это воспринимается как "нечестность", хотя в действительности может быть наоборот. Это и есть правдивый взгляд на сложного человека в сложном мире.

Разница в восприятии честности может быть обусловлена различиями в культурных кодах. Поколение, сформировавшееся в 60-80-е годы, выросло на фильмах, где моральные принципы были чётко определены. Добро – это добро, а зло – это зло. Конечно, существовали и сложные картины, но общий посыл был направлен на утверждение конкретных норм.

Современное кино, особенно независимое, зачастую не имеет этой моральной "опоры". Оно исследует, наблюдает, деконструирует, а не утверждает. Для зрителя старой закалки это может показаться предательством: почему никто не объясняет, кто прав, а кто виноват? Почему я должен решать сам? Почему мне показывают персонажа, совершающего отвратительные поступки, но его при этом никто не осуждает?

Интересно, что понятие "честность" часто связывают и с актёрской игрой. "Верю!" – восклицают зрители, когда актёр играет искренне, с полной отдачей, когда он действительно вживается в роль. Но ведь у каждого своё представление о "вживании". Один поверит, например, Наталье Гундаревой, другой – Виктории Толстогановой, третий – Юрию Борисову. У каждого свои "триггеры правды". Но далеко не каждый зритель готов признать, что его личное восприятие "правды" – это всего лишь одна из множества точек зрения.

Парадоксально, но истинная честность нередко вызывает отторжение. Когда режиссёр снимает о бедности, его упрекают в "чернухе". Когда рассказывает о детских травмах, его обвиняют в вынесении сора из избы. Когда создаёт фильм без морали, начинают говорить о пустоте. Но ведь в этом и заключается честность: показать мир таким, каким ты его видишь. Не таким, каким хочется его видеть, а таким, какой он есть для тебя.

Можно вспомнить, как зрители критиковали фильмы "Коктебель", "Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов", "Анна. От 6 до 18" – за их кажущуюся мрачность и пессимизм. Но если разобраться, то эти фильмы как раз о сложной и настоящей любви, о внутренней боли, которую не все готовы признать даже в себе. Честность – это не всегда улыбка. Часто – это шрам.

Разумеется, честность не может служить оправданием некачественной работы. Иногда за маской "честного кино" скрывается отсутствие формы, режиссуры, стройной драматургии. Но одно не исключает другого: возможно создавать как сложное, так и качественно сделанное кино.

Важно признать, что честность – это не универсальный шаблон. Она может быть доброй и жестокой, уютной и пугающей, лиричной и резкой. Каждый автор открывает зрителю свою правду. И если мы готовы это принять, пусть даже не сразу, нехотя, с сомнениями, то мы приближаемся к настоящему диалогу с искусством. Если же мы требуем, чтобы всё соответствовало рамкам нашего личного опыта, то, возможно, это честность искажённая, та, что боится иной правды.

Популярные статьи

Вася и супружеский долг - почему Раиса так вцепилась в Кузякина

Кирилл Лавров: несколько фактов из биографии. К 100-летию со дня рождения

Как выглядят многодетные актёры и актрисы, у которых 5, 6 и более детей