Кастинг на выживание и ругань актеров: как снимали сериал «Каменская»

Кастинг на выживание и ругань актеров: как снимали сериал «Каменская»

В начале 2000 года российское телевидение представило сериал, который не просто завоевал популярность, а оказал значительное влияние на детективный жанр. "Каменская", основанная на произведениях Александры Марининой (авторский псевдоним подполковника милиции Марины Алексеевой), стала настоящим событием.

Первоначально, режиссёр Юрий Мороз планировал создать не серийный фильм, а полнометражную телевизионную картину.

Успех сериала был ошеломительным, поскольку он предложил зрителям не только захватывающий детективный сюжет, но и глубокий образ сильной, умной и в то же время ранимой женщины, действующей в сложной системе.

Сериал подтвердил, что публика ценит хорошо проработанные характеры и интеллект не меньше, чем динамичное развитие событий. Кроме того, тщательный подбор актёров способен создать неповторимую атмосферу, которая останется в памяти на долгие годы.

 

Истоки

На волне успеха "Улиц разбитых фонарей" российские продюсеры активно искали свежие детективные истории для экранизации в конце 1990-х годов. Их внимание привлекли романы Марининой, которые к тому моменту стали бестселлерами и были переведены на множество языков.

Проект был заявлен как сериал международного уровня, но его бюджет был относительно скромным.

Съёмки проходили в Белоруссии, на киностудии "Беларусьфильм", которая в то время переживала непростые времена.

 

Кастинг

Анастасия Каменская

Основной проблемой для съёмочной группы, самой писательницы и режиссёра был выбор актрисы на роль Анастасии Каменской. После отказа Веры Глаголевой, которую автор изначально видела в этой роли, начался масштабный поиск.

 

Вера Глаголева

На пробы приглашали почти всех актрис подходящего возраста, включая Ольгу Дроздову, Полину Кутепову и других.

Маринина призналась, что растерялась, побывав на первых пробах, так как каждая актриса предлагала свою интерпретацию, и образ героини, каким он был в книгах, начал размываться.

Однако настойчивый Мороз нашёл Елену Яковлеву, работавшую в театре "Современник". Изначально Яковлева сомневалась, сможет ли совмещать работу в театре и съёмки в Минске, но, прочитав романы Марининой, согласилась.

Решающим фактором стала книга писательницы, купленная актрисой в аэропорту перед отпуском.

"Когда рыба трижды сама плывёт в руки, надо её ловить", — объяснила она.

Получив роль, Яковлева предложила на роль майора Короткова своего коллегу Сергея Гармаша.

Интересно, что созданный Яковлевой на пробах образ сначала удивил писательницу и даже вызвал улыбку. Но позже Маринина убедилась, что другой Каменской быть не может. Яковлева настолько естественно вошла в роль, что стала ассоциироваться только с ней.

 

Алексей Чистяков

Андрея Ильина на роль Алексея Чистякова утвердила лично автор книги, посчитав его очень похожим на прототип, её мужа Сергея Заточного.

Актёр, познакомившись с Заточным, также был очарован.

"Он стал для меня идеалом: полковник милиции, обладающий обширными знаниями, преданный и надёжный человек. А какой семьянин! Он буквально поглощён любовью к жене. Я стараюсь соответствовать, но в жизни это не всегда получается", — признался актёр.

Ильин даже устроил шуточную проверку, спросив Сергея, что тот готовит жене на ужин. Услышав про капустные котлеты, он воскликнул: "Это Чистяков, меня не обманули!".

 

Майор Коротков

Сергей Гармаш идеально подошёл на роль майора Юрия Короткова, чья сюжетная линия была расширена после первого сезона.

Однако, будучи востребованным актёром, Гармаш часто уходил в другие проекты, и к пятому сезону его персонаж погиб при исполнении.

 

Капитан Доценко

В книге капитан Михаил Доценко был худощавым и кудрявым. Станислав Дужников с его комплекцией полностью разрушал этот образ.

Его начали снимать, а отснятый материал показали писательнице. Она удивилась, но в итоге одобрила такой вариант.

Сам актёр стал большим поклонником её творчества и перечитал все детективы.

 

Полковник Гордеев

В книге полковник милиции Виктор Гордеев был "плотным", и на эту роль пробовались Виктор Павлов и Владимир Ильин. Но когда на кастинге появился Сергей Никоненко, от первоначального типажа отказались.

Важна была не комплекция, а характер. Никоненко удалось сыграть серьёзного и строгого главу отдела лучше, чем другим.

Для Никоненко это была 17-я роль милиционера, но его привлёк интеллектуальный детектив, где главное — не погони, а работа ума.

 

Съёмки в режиме выживания

Работа в Минске была похожа на экстремальный квест. Декорации кабинетов, скопированные с реальных рабочих мест местных милиционеров, располагались в неотапливаемых павильонах. Даже горячая вода была в дефиците.

Слухи о капризах Яковлевой, которая отказалась сниматься в ванной с ледяной водой, имели под собой основания. Заболеть в таком напряжённом графике было непозволительной роскошью.

Операторы решили записывать звук напрямую, а не накладывать его при монтаже, как обычно. Но и тут возникли проблемы: микрофоны отваливались и падали на пол, из-за чего многие сцены приходилось переснимать много раз.

Несмотря на все трудности, Юрий Мороз требовал от актёров высочайшего уровня игры.

 

Скандалы на площадке

Съёмки не обошлись без конфликтов. В словесной перепалке сошлись Яковлева и Дмитрий Нагиев, исполнивший роль капитана Михаила Лесникова.

По слухам, Яковлева сказала, что ей приходится работать даже с людьми из цирка, намекая на Нагиева. Он не остался в долгу и резко ответил, что "пожилые актрисы бывают очень раздражительными". Впрочем, их ссору сочли скорее пиар-ходом.

Сами участники событий объясняли всё розыгрышами. Известна история, как Яковлева подшутила над Дмитрием, подсунув ему пачку бутафорских долларов и разыграв сцену с приходом милиции.

После первого сезона Нагиев всё же покинул проект, сославшись на занятость в других проектах.

 

Критика

Первый сезон, максимально близкий к книгам, зрители назвали классикой. Однако с ростом популярности сериал стал отдаляться от первоисточника.

К шестому сезону, по словам писательницы, от её замысла почти ничего не осталось. В 2003 году Юрий Мороз покинул пост режиссёра, и его сменил Александр Аравин. Съёмки перенесли в Москву, и группе разрешили снимать в настоящих кабинетах Петровки, 38.

Несмотря на все изменения, именно первые сезоны "Каменской" принесли Елене Яковлевой заслуженные награды и создали уникальный телевизионный феномен – интеллектуальный детектив, где главной ценностью стал не экшн, а глубина характеров и сила мысли главной героини.

Популярные статьи

Вася и супружеский долг - почему Раиса так вцепилась в Кузякина

Кирилл Лавров: несколько фактов из биографии. К 100-летию со дня рождения

Почему некоторые зрители требуют от кино честности, но не готовы признать, что честность может быть разной?